Храм Рождества Христовас.Прискоково |
© h-priskokovo Новости20 января 2012
Рождество Христово - престольный праздник храма.В Рождественскую ночь состоялось праздничное Богослужение. 21 января 2012
Ищем благотворителей!В храме ведутся рестоврационно-востановительные работы. Средств не хватает.Желающих принять участие в воста… |
На карте костромской губернии село Прискоково – место замечательное, овеянное легендами и преданиями, пронизанное глубокой исторической памятью. Старинными владельцами его были бояре Годуновы. Так, в середине ХVI в оно принадлежало Годунову Ивану Ивановичу, затем Дмитрию Ивановичу, а после него Борису Федоровичу Годунову – «царю и великому князю всея Руси с 1598 по 1605 гг». В 1572 г Годуновы передали Прискоково Костромскому Ипатьевскому монастырю, в котором в 1613 году венчался на царство первый государь династии Романовых Михаил Федорович. Известно, что потомкам костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасителя юного Михаила от поляков, была дана земля в свободное пользование, даровано освобождение от тягл и налогов. В 1633 году с родины И.Сусанина д.Деревеньки его дочь Антонида, внуки Даниил и Константин переселились на пустошь Коробово, которую обжили-обстроили, их потомки и по сей день проживают в этом месте. В самом Коробове церкви до 1855 года не было и все они - «вольные коробовские хлебопашцы» - были прихожанами Христорождественской церкви ближайшего села Прискоково. Здесь на церковном кладбище нашли упокоение бренные останки и Антониды Ивановны и ее детей и других поколений рода Ивана Сусанина. За той же оградой лежат предки Ивана Васильевича Маянского. Род Маянских во 2-й пол. ХIХ века был достаточно известен среди костромских жителей. Их знали как щедрых жертвователей, долгие годы подвизавшихся на стезе благотворительности в Костромском Попечительном комитете о бедных. В 1851 году, И.В.Маянский Кавалерской Думой Всемилостивейше пожалован Кавалером Императорского Ордена Святой Анны 3 степени - за возведение его «иждивением в селе Прискокове Костромского уезда, вместо пришедшей в совершенную ветхость деревянной церкви, каменной церкви с колокольнею и снабжение оной утварью и ризницею» Церковь в Прискокове Иван Васильевич поставил в 1838, т.е. тогда, когда только началась его купеческая карьера. Прискоковская-то церковь и помогла нащупать его корни, подсказала место рождения, вывела на сословие, к которомуон принадлежал. В 1834 году отец Ивана Васильевича был уже за штатом. Возраст его – около 60 лет, говорит о том, что здоровье уже не позволяло ему исполнять церковные обязанности. Долго ли он прожил? – не известно. Возможно, к 1838 году его уже не было в живых… Вот отсюда и храм - первая жертва, оставившего свой Поэтому не случайно в новой, построенной им церкви к двум старым престолам – Рождества Христова и Николы Угодника – был прибавлен третий во имя Иоанна Предтечи: тут и совсем уж сегодня никому неведомый его дед Иван, и сам он - Иван – купец и храмоздатель, и простой русский мужик – Иван – «спаситель царя и Отечества». Удивительно все связано в нашей истории, где малое переходит в большое, а большое становится понятней и ближе через малое. Известно так же что Новомученик ХХ в. ОСТРОГСКИЙ Павел Федорович, родился в 1877 в селе Прискокове Костромского уезда Ярославской губ. Окончил духовную семинарию в Костроме, посвящен во иерея. Служил в церквях Костромской губ., с 1921 — в церкви села Селищи. В 1924 и 1930 — привлекался к следствию «за антисоветскую агитацию», но не был осужден, дела прекращены. Благочинный костромских церквей, в начале 1930-х — организовал нелегальную кассу взаимопомощи голодающему ссыльному духовенству. 8 октября 1934 — арестован по групповому делу, 10 октября отправлен для дальнейшего следствия в Ивановскую тюрьму. 17 марта 1935 — приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан и 22 марта отправлен в село Чу Чуйского района Алма-Атинской области. 22 ноября 1937 — арестован, 12 декабря приговорен к ВМН и в тот же день расстрелян.) Теперешнее Прискоково не то , что было раньше. Одна только огромная церковь напоминает о былом величии этого села. Церковь была действующей до 50-х годов ХХ века. В 40-50-е годы в церкви служил священник Дмитрий Краснопевцев из д.Ильино. Церковь имела два крыла . В летней церкви вели службу от Пасхи до Покрова. Зимой же все церковные службы проходили в зимнем крыле (зимой тапливалось только оно). В храме была очень красивая роспись на стенах, куполах, множество икон. Колокольный звон с Прискоковской церкви слышен был далеко , даже за Волгой. Церковь действовала до середины 50-х годов. А случилось это следующим образом. К председателю сельсовета Петру Канидьевичу Абрамову зачастил секретарь исполкома райсовета Михаил Фролович Кондырев с требованиями: закрывайте церковь, а то уволю с работы. Петр Канидьевич отвечал ему на это : я не открывал, не мне и закрывать, а портфель забирайте, жалеть не буду. Тогда председатель исполкома нажал на председателя колхозов. Вот веселовский председатель С.Г. Куклин как-то собрал всех старушек и объявил: если узнаю кто ходит в церковь – отниму пенсии. И принесли ему напуганные старушки ключи от храма. Замолчала церковь , перестали звонить колокола. Нашлись «умельцы» , сняли и их. Иконы со стен сняли, часть раскололи, погрузили на машину и увезли в Красное. Позднее в церковь с.Прискоково другой председатель колхоза А.К. Ашальян поселил солдат – и обезобразили храм, сделав из него потом овощехранилище.
|
|